Психологическая составляющая - необходимая часть подготовки человека, изучающего воинские искусства. Можно говорить о психологической подготовке в нескольких взаимодополняющих направлениях: 1)морально - этических правилах поведения в зале для тренировок и вне его, 2)приемах внутренней работы в ходе занятий,3)психологических приемах борьбы со страхом.

Сразу скажу, что затрону только в самых общих чертах упомянутые темы.

О-Сенсей Морихеи Уэсиба убрал из айкидо приемы нападения, чтобы свести агрессивные устремления занимающихся на нет. Соответственно, Вы не увидите на занятиях людей с разбитыми носами и т.д., что является нормой во многих других системах. Агрессивности нет в принципе, что накладывает отпечаток на психологический климат тренировки. Хорошо это или плохо - судите сами. Если для Вас важно научиться в короткий срок обучиться уличной драке, то благостная атмосфера тренировки, возможно, будет даже раздражать. Но в айкидо обучение строится по обратному принципу - от мягкости к более жестким техникам. Считается, что жесткие техники можно преподавать только тем ученикам, которые в течение нескольких лет доказали свое умение сдерживать эмоции, не раздражаться по пустякам и не стремящихсяся причинять боль партнеру, получая от этого процесса удовольствие.

Есть универсальные для всех восточных единоборств правила:при входе в зал для занятий и при выходе из него каждый кланяется в знак уважения к месту, где он тренируется. Мы кланяемся и своему партнеру во время тренировок по много раз, испытывая искреннее чувство благодарности к человеку, который помогает разбираться в приемах и принципах айкидо. Уважение к старшим на востоке также имеет глубокие корни, причем у самураев было ясное практическое объяснение сыновьей почтительности, а именно - если человек пренебрежительно относится к своим родителям - людям, которые сделали для него больше всех прочих, то этому самураю нельзя доверять ибо он - потенциальный предатель. Предавший родителей легко предаст и своего воинского начальника или боевого друга, ведь для него нет понятия чести. С такой постановкой вопроса можно только согласиться. Вообще говоря, японская культура пронизана этикетом и пропитана философией "дзен", которая учит жить в гармонии с природой, другими людьми и самим собой. Подчеркнутое уважение к человеку, находящемуся рядом, умение ценить каждое мгновение, видеть красоту во всех ее проявлениях, ведь "жизнь человека подобна слезинке на дрожащей реснице" - все эти принципы культивируются, поскольку являются составной частью айкидо. В Японии традиционно оценка действий воина была не по принципу, победил он или проиграл, а сделал ли он максимум всего, что должен был сделать или нет. В айкидо не принято кичиться своими достижениями и рассуждать на тему "я лучше тебя". Такого типа подход в корне противоречит философии айкидо. Мы культивируем взаимопомощь. При этом мы не стремимся стать японцами больше, чем сами японцы, у нас другие корни, но сильные стороны японского подхода к жизни надо использовать для личностного роста, и от этого никто из нас не перестает быть гражданином России и меньше любить свою Родину. Родину как и родителей не выбирают. Да и потом, разве скромность или умение драться до конца не присущи российской традиции? Основатель айкидо - О-Сенсей Морихеи Уэсиба считал, что айкидо должно наводить мосты дружбы между людьми. Так и есть. О-Сенсей считал, что все люди, независимо от цвета кожи или веры - братья. Этот принцип так же соблюдается.

Теперь о внутренней работе с собственным сознанием во время тренировки. Признанный эксперт в области боевых искусств средневековый монах Такуан Сохо писал, что в обучении есть 2 стадии: во время первой надо найти свой ум, а во время второй - потерять ( или отпустить) свой ум. Проще говоря, на начальной стадии изучения приема надо постоянно думать о правильности исполнения каждого нюанса движения. На практике это казалось бы простое правило оказывается не таким простым , как может показаться при прочтении. Контролируешь ноги, - "ошибаются" руки и т.д. в таком же духе. Но кропотливая работа сознания рано или поздно приводит к устранению явных ошибок. Тогда наступает время второй стадии, которая предполагает выход на уровень автоматического рефлексорного выполнения техники. Делать не думая и не сосредотачивая внимания ни на чем. Вторая стадия требует бесконечного количества повторов с постепенным наращиванием скорости и филигранного вписывания своего движения в движение партнера. Но на этой стадии так же важно сохранять абсолютное душевное спокойствие. Это состояние и отличает людей давно практикующих айкидо от излишней суетливости новичков. Надо понимать, однако, что речь идет не о полусонном состоянии, а о собранном, сконцентрированном состоянии без излишней напряженности, но и без чрезмерной расслабленности.

Айкидока параллельно занимается и другой важной внутренней работой, суть которой японцы формулируют как "выковать мечь в душе", то есть сам работает над своим характером. Помогают поддерживать нужное внутреннее состояние дыхательные упражнения, медитативные практики. Но я, как инструктор, сделал для себя выбор в пользу легких непродолжительных медитативных настроек на тренировку и сознательно не практикую длительных "погружений" в медитацию со всяческими "Ом гатэ гатэ парагатэ парасамгатэ бодхи сваха"( извините, что говорю об этом без должного почтения). Медитация - мощнейшее средство воздействия, от которого у человека со слабой психикой может просто "снести крышу", чем умело пользуются в различных тоталитарных сектах. Во "Взлете" медитации уделяется несколько минут, подавляющую часть тренировки занимает отработка техники. Однако все получают рекомендации по внутренней работе над собой, контролируется эмоциональный фон занятий ( говоря просто: я слежу за тем, чтобы не было излишней раздражительности, желания причинить боль, слишком громких разговоров - поскольку все это верные признаки непродуктивного внутреннего состояния).

Hosted by uCoz